Работа детской экологической общественной организации осуществляется в тесном единстве со школой, в содружестве с семьей, с другими общественными организациями
и государственными учреждениями.
Основные задачи организации - воспитать любовь к Родине, природе родного края, готовность и умение защитить ее от экологической опасности.
Организация «Родная Брянщина» воспитывает у детей стремление к экологическим и биологическим знаниям и ответственное отношение к учению, прививает интерес к научно - исследовательской работе, приобщает посильному общественно - полезному труду. Организация развивает у юных экологов общественную активность, патриотизм, интернационализм и коллективизм, воспитывает их сознательными, смелыми, честными, здоровыми и жизнерадостными.
Деятельность организации определяется следующими основными принципами:
- добровольностью вступления в организацию и активным участием в ее делах;
- самостоятельностью в сочетании с педагогическим руководством;
- учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- романтикой, интересом, игрой;
- непрерывностью, систематичностью в деятельности организации.
Основные цели организации выражены в Девизе :
Сообща защитим природу родного края
Заповеди членов детской общественной экологической организации «Родная Брянщина»:
Юный эколог - патриот своей Родины.
Юный эколог любит и изучает природу родного края.
Юный эколог стремится к знаниям и применяет их для защиты природы.
Юный эколог является примером для окружающих по отношению к природе.
Юный эколог трудится в конкретном экологическом объединении.
Юный эколог привлекает к природоохранной работе своих товарищей, передает, передает им накопленный опыт.
Юный эколог готов защитить природу Родины от экологической опасности.
Детская общественная экологическая организация объединяет экологические организации учреждений начального, среднего общего, профессионального, дополнительного образования, детских домов, детских клубов по месту жительства.
Содержание и формы работы:
1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого - педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей и подростков.
2 . Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных учащихся.
3. Создание системы взаимодействия со школами всех типов, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, научно - исследовательскими и культурно - просветительными учреждениями, благотворительными фондами и родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
4. Забота о социальной защите и поддержке одаренных учащихся с привлечением государственных и различного рода спонсорских средств.
5. Выполнение заказов учреждений, предприятий, научных организаций, частных лиц на исследование.
6. Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы:
- круглогодичную работу кружков, секций, клубов, школ юных исследователей при ВУЗах;
- индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей и специалистов на базе школ, учреждений дополнительного образования;
- комплексные и профильные экспедиции;
- конференции, слеты и конкурсы с выставками творческих работ учащихся;
- олмпиады и турниры по различным областям знаний;
- организации интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
- одно- и многопрофильные научно - методические лагеря и сборы, школы одаренных в каникулярное время.
В состав областной организации входят экологические объединения; экологические центры; экологические клубы; школьные лесничества; эколого - биологические, в том числе экспедиционные отряды; научно - исследовательские общества учащихся, школы, кружки юных экологов; экологические штабы, дозоры и патрули.
Экологическое объединение включает в себя не менее 15 юных экологов.
Высший орган областных, районных детских общественных экологических организаций - областной слет юных экологов, проводимый один раз в два года.
Слет юных экологов открытым голосованием избирает областной совет и его председателя. Совет руководит организацией в период между слетами
Высший орган экологического объединения - общий сбор. Он решает и организует важнейшие дела коллектива.
Общий сбор открытым голосованием избирает коллективный орган самоуправления - совет объединения в количестве не менее трех человек во главе с председателем.
Совет руководит работой объединения, готовит и проводит экологические акции, смотры и соревнования, общие сборы, конкурсы, рейды, слеты, праздники, митинги, воскресники, походы и экскурсии.
Организация взаимодействует со всеми объединениями, организациями, содружествами, деятельность которых направлена на изучение и воспитание любви к природе, человеку, Родине.
Перечень
эколого-природоохранных мероприятий, проводимых с учащимися в зависимости от возрастных особенностей .
Направление деятельности |
Дошкольники и младшие школьники |
Подростки |
Старшие школьники |
Общение с природой |
Игры: «Путаница», «Кто где живет», «Летки на ветке», чтение сказок, проведение наблюдений за птицами, насекомыми. |
Фенологические наблюдения, запись и прослушивание природных звуков, конкурсы рисунков, игры на природе, создание уголков природы. |
Экскурсии, походы, экспедиции, фотографирование, создание видео - фильмов. |
Экологическое краеведение |
Изготовление поделок из природных материалов, игры, песни, танцы. |
Изучение духовной жизни сельчан (обряды, обычаи, музыка), истории возникновения поселения, природных условий. |
Составление родословных и семейных летописей, подготовка путеводителей по своему краю, создание школьных музеев, формирование банка экологических. |
Экология здорового образа жизни |
Правила соблюдения гигиены: прогулки, игры на природе, уход за комнатными растениями, животными. |
Проведение дней здоровья, соревнований на природе, озеленение кабинетов. Проведение бесед на тему: «Экология и здоровье», конференций, диспутов и т.д. |
Изучение природной среды как фактора здоровья, экологии своего микрорайона школы, участвуют в защите природной среды от загрязнения. |
Экологические акции |
«Чистый двор» «Елочка» «Поможем птицам» |
«Первоцветы», Марш парков, День работников леса, День птиц, День здоровья. |
День мира; День борьбы с наркоманией; день отказа от курения. |
Экологический мониторинг |
Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами, за изменением погодных условий, ростом и развитием растений на участке, в уголке природы. |
Наблюдения в природе, определение степени загрязненности воздушной и водной среды по растениям и микроорганизмам, благоустройство родников, ручьев, зон отдыха, уборка территорий от мусора. |
Комплексное обследование экологического состояния микрорайонов школы, своего дома, проведение эколого - природоохранных мероприятий. |
Экология Брянщины |
Выращивание лекарственных, овощных растений на участке, уход за комнатными растениями и животными, уборка территории детского сада, своего дома. |
Озеленение школьной территории, выращивание с/х продукции на пришкольном участке, сбор семян дикорастущих трав, исскуственных гнездовий, гнездовий, работа «голубого», «зеленого» патрулей. |
Создание экологических троп, организация микрозаказников, участие в экспедициях по Брянскому краю, проведение творческих выставок. |
Научное общество учащихся «Эколог» - это добровольное объединение учащихся образовательного учреждения, стремящихся совершенствовать свои знания в области первичных наук, развивать свой интеллект, приобретать начальные навыки и умения организации и проведения научно - исследовательской работы учащихся.
Это одна из форм учебно - исследовательской деятельности учащихся.
Областное научное общество учащихся «Эколог» представлено 63 первичными научными экологическими объединениями учащихся с охватом 1654 школьников. Члены научного общества под руководством педагогических работников ведут большую исследовательскую работу в природе, на учебно-опытных участках, школьных лесничествах.
Основными направлениями деятельности научных обществ учащихся являются:
§ проведение экологического мониторинга окружающей среды;
§ выявление экологических проблем своего региона, города, села практическое участие в их решении;
§ организация массовых мероприятий: олимпиад, конкурсов, семинаров, конференций;
распространение материалов и пропаганда деятельности в СМИ
Основные задачи деятельности НОУ «Эколог»
1. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности.
2. Формирование у учащихся умений ориентироваться в информационном пространстве.
3. Приобретение учащимися навыков исследовательской деятельности, умений выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения.
4. Формирование у учащихся представлений о ценности научных знаний в современном мире.
5. Пропаганда среди учащихся достижений различных наук.
Функции НОУ «Эколог»
1. Структурно - организаторская - создание и развитие архитектоники учебно - исследовательской деятельности учащихся.
2. Распредмечивания - для присвоения культурного опыта человечества необходимо в той или иной форме повторить, воспроизвести заключающуюся в нем деятельность.
3. Творческо - преобразующая - раскрытие творческого потенциала учащихся и использование его в дальнейшем образовательном процессе.
Содержание и формы работы:
1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей и подростков.
2. Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных учащихся.
3. Создание системы взаимодействия со школами всех типов, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, научно - исследовательскими и культурно - просветительными учреждениями, благотворительными фондами и родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
4. Забота о социальной защите и поддержке одаренных учащихся с привлечением государственных и различного рода спонсорских средств.
5. Выполнение заказов учреждений, предприятий, научных организаций, частных лиц на исследование.
6. Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы:
- круглогодичную работу кружков, секций, клубов, школ юных исследователей при ВУЗах;
- индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей и специалистов на базе школ, учреждений дополнительного образования ;
- комплексные и профильные экспедиции;
- конференции, слеты и конкурсы с выставками творческих работ учащихся;
- олмпиады и турниры по различным областям знаний;
- организации интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
- одно- и многопрофильные научно - методические лагеря и сборы, школы одаренных в каникулярное время.